Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Среда, 14.11.2018, 20:49
Приветствую Вас Гость | RSS|

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Красноподгорная средняя общеобразовательная школа  имени Героя Социалистического Труда П.М. ВолковаКраснослободского муниципального района Республики Мордовия

Меню сайта
Прогноз погоды
Статистика
Форма входа
Облако тегов

Страница Савиной Н.В.

Портфолио 

Публичное представление собственного  педагогического опыта

учителя начальных классов муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Красноподгорная средняя общеобразовательная школа» Краснослободского муниципального района Республики Мордовия

Савиной Надежды Васильевны

«Взаимодействие игровой и учебно-познавательной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО»

 

   Тема моего инновационного педагогического опыта (ИПО): «Взаимодействие игровой и учебно-познавательной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО»

 - Актуальность и перспективность опыта.  В настоящее время школа нуждается в такой организации совей деятельности, которая обеспечила бы развитие индивидуальных способностей и творческого отношения к жизни каждого учащегося, внедрение различных инновационных учебных программ, реализацию принципа гуманного подхода к детям, иными словами, школа чрезвычайно заинтересована в знании об особенностях психического развития каждого конкретного ребенка. В связи с постоянным ростом количества учебной информации, которую необходимо усвоить школьнику, проблема познавательной активности приобрела особую остроту. Вопросы активации познавательной деятельности младших школьников относятся к одной из наиболее актуальных проблем педагогики, психологии, методики.

Значение опыта для совершенствования учебно-воспитательного процесса.   

    Значение использования игровой технологии при решении задач ФГОС состоит в том, что она позволяет достичь положительного эффекта: в качестве педагогической технологии для освоения понятий, тем и областей знаний; как элемента более широкой технологии; в качестве способа, приёма, метода, средства обучающего диалога при решении социальных, нравственных задач; как основы взаимодействия в условиях социальной мобильности и информационной насыщенности.

 - Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.

   Проблема применения игровых технологий в образовательном процессе в педагогической теории и практике также не нова. Разработкой теории игры, ее методических основ, выяснением ее социальной природы, значения для развития обучаемого занимались Л.В. Выготский, А.Н. Леонтьев,  Д. Б. Эльконин и др. Аспекты игровой деятельности в общеобразовательной школе рассматривались О.С. Газманом, О. А. Дьячковой, Ф. И. Фрадкиной, Г. П. Щедровицким и др.

   Вопросы формирования познавательной активности и раскрытия сущности игровых технологий достаточно полно изучены в педагогической науке и представлены в специальной литературе, но мы видим цель в изучения данного курса в выявлении условий, при которых игровые технологии будут способствовать повышению познавательной активности младших школьников.

   Любая технология обладает средствами, активизирующими деятельность учащихся, в некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею  и основу эффективности результатов. К таким технологиям можно отнести игровые технологии.   

   Ведущая педагогическая идея.

   Ведущая педагогическая идея опыта заключается в систематическом применении деятельностного подхода по развитию учебных универсальных действий в начальной школе через различные формы учебного процесса, повышающие качество образования.

Наблюдая за своими учениками, мы замечаем, что игровые формы, как методы активного обучения приносят удовольствие от процесса познания. Тем самым обучающиеся начинают понимать, что образование – не всегда нудное занятие. В процессе игровой деятельности у школьников появляется интерес к предмету, происходит развитие познавательных процессов, что обеспечивает постепенный переход от пассивно-воспринимающей позиции к позиции сотрудничества ученика и учителя, что способствует формированию навыков самообучения и самоорганизации учащихся. В результате формируются умения и навыки, закрепляются знания, приобретаемые на уроках.

   Опытный педагог при комплексном использовании различных технологий, ориентированных как на развитие творческого потенциала, так и на сохранение здоровья учащихся, всегда может добиться хороших результатов в достижении поставленной цели.

   - Теоретическая база опыта.

   Игра - одно из замечательных явлений жизни, деятельность, как будто бесполезная и вместе с тем необходимая. Невольно чаруя и привлекая к себе как жизненное явление, игра оказалась весьма серьезной и трудной проблемой для научной мысли.

   В отечественной педагогике и психологии проблему игровой деятельности разрабатывали К. Д. Ушинский, П. П. Блонский, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин. Различные исследователи и мыслители зарубежья нагромождают одну теорию игры на другую - К. Гросс, Ф. Шиллep, Г. Спенсер, К. Бюлер, 3. Фрейд, Ж. Пиаже и др. "Каждая из них как будто отражает одно из проявлений многогранного явления игры, и ни одно, по-видимому, не охватывает подлинной ее сущности.

   Особой известностью пользуется теория К. Гросса. Он усматривает сущность игры в том, что она служит подготовкой к серьезной дальнейшей деятельности; в игре человек, упражняясь, совершенствует свои способности. Основное достоинство этой теории, завоевавшей особую популярность, заключается в том, что она связывает игру с развитием и ищет смысл ее в той роли, которую она в развитии выполняет.

   В теории игры, сформулированной Г. Спенсером, который в свою очередь развил мысль Ф. Шиллера, источник игры усматривается в избытке сил: избыточные силы, не израсходованные в жизни, в труде, находят себе выход в игре. Но наличие запаса неизрасходованных сил не может объяснить направления, в котором они расходуются, того, почему они выливаются именно в игру, а не в какую-нибудь другую деятельность; к тому же играет и утомленный человек, переходя к игре как к отдыху.

   Трактовка игры как расходования или реализации накопившихся сил, по мнению С. Л. Рубинштейна, является формалистской, поскольку берет динамической аспект игры в отрыве от ее содержания. Именно поэтому подобная теория не в состоянии объяснить игру.

   Стремясь раскрыть мотивы игры, К. Бюлер выдвинул теорию функционального удовольствия (т. е. удовольствия от самого действия, независимо от результата) как основного мотива игры.

   Л. С. Выготский и его ученики считают исходным, определяющим в игре то, что человек, играя, создает себе мнимую ситуацию вместо реальной и действует в ней, выполняя определенную роль, сообразно тем переносимым значениям, которые он при этом придает окружающим предметам.

   Д. Н. Узнадзе видит в игре результат тенденции уже созревших и не получивших еще применения в реальной жизни функций действования. Снова, как в теории игры от избытка сил, игра выступает как плюс, а не как минус. Она представляется как продукт развития, притом опережающего потребности практической жизни.

  - Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения.

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Игра даёт возможность не превращать любое дело в суровую необходимость, придавать своим педагогическим целям увлекательный характер.

      Предлагаю использовать на уроках обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие настольные игры. Я их использую на своих уроках математики, русского языка, литературы, окружающего мира. Они подходят практически для каждого предмета.  

Как отмечает Г.К.Селевко, реализация игровых приемов и ситуаций проходит по таким основным направлениям:

  1. Дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи.
  2. Учебная  деятельность подчиняется правилам игры.
  3. В учебную деятельность вводятся соревнования, которые способствуют переходу дидактических задач в разряд игровых
  4. Учебный материал используется в качестве е средства. 
  5. Успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Общие условия применения игры в процессе обучения младших школьников:

а) необходимость оценивания каждодневного применения игры по двойному критерию; по ближайшему эффекту и в соответствии с перспективной развития познавательных интересов;

б) понимание игры как формы организации коллективной, руководимой учителем, учебной деятельности;

в) необходимость обеспечения непосредственного обучающего эффекта игры, т.е. познавательную направленность, нацеленную на овладение способами учебных действий;

г) создание положительного эмоционального настроя, способствующего вызвать у ребенка состояние творческого поиска и инициативы в процессе игры.

Использование игровых технологий, в частности, на уроках русского языка в начальной школе, помогает решать следующие задачи:

  • Развитие познавательного интереса к предмету;
  • Глубокое усвоение материала даже слабоуспевающим учащимися;
  • Активизация познавательной деятельности;
  • Создание условий для самовыражения личности;
  • Повышение творческого потенциала учащихся;
  • Разнообразие учебной деятельности;
  • Развитие навыков коммуникации, чувство коллективизма, отношение доброжелательности.

Игровые формы могут быть использованы как элемент урока, они легко подбираются по тематическому принципу для каждого раздела школьного курса. Игры могут стать удобной формой актуализации знаний (в начале урока или перед началом изучения новой темы); «разминки», необходимой по ходу урока; контроля в конце учебного занятия. В игровой форме может пройти и весь урок (уроки-конференции, аукционы, диспуты). Это не краткосрочная, сиюминутная деятельность, а длительный и неторопливый процесс образного творчества ребенка.

Специфику игровой технологии в значи­тельной степени определяет игровая среда: различают игры с предметами и без предметов, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные и прочие.

Итак, игра способна стать тем инструментом, который комплексно обеспечивает успешность адаптации ребёнка к новой ситуации развития, сохраняет и совершенствует на протяжении всего начального образования достижений дошкольного периода развития, развивает младшего школьника как субъекта собственной деятельности поведения, его эффективную социализацию, сохраняете и укрепляет нравственное, психическое, и физическое здоровье.

Поэтому игровая технология – самая актуальная для учителя начальной школы, особенно при работе с 1-м и 2-м классами. Первый год обучения является стартовым и крайне важным для формирования универсальных учебных действий, т.к. именно в этот год у детей происходит плавный переход от игровой деятельности к учебной. Этот переход возможен только при интенсивном формировании всех видов универсальных действий. На уроках обучения грамоте используются игры, совершенствующие слуховое восприятие: “Хлопки”, “Твердый - мягкий”, “Идем на День рождения”. Для уроков математики - игры на отработку состава числа “Домики”, “Собери елочку” и др.

Перед игрой обязательно рассказывается ее сюжет, распределяются роли, ставятся познавательные задачи, готовится оборудование, делаются записи на доске. В игре в той или иной роли должен участвовать каждый ученик. Если у доски работают несколько учеников, то все остальные выполняют роль контролеров, судей, консультантов.

Игра может проводиться на любом этапе урока и на уроке каждого типа.  Важно подбирать игры на разные виды деятельности – исполнительную, воспроизводящую, контролирующую и поисковую. В игре продумывается и характер управления игрой. С этой целью следует использовать средства обратной связи.

В игры полезно вносить элементы соревнования, что также повышает активность детей в процессе обучения. На каждом уроке необходимо создать учебную ситуацию, которая позволяет учащимся проявить себя. У ребенка в начальной школе фантазия развита настолько, что позволяет ему оказаться там, куда приглашает игра. В игровой форме проводятся такие уроки, как: Урок-сказка, Урок – КВН, Урок-путешествие, Урок-кроссворд, Урок-смотр знаний, позволяющие ненавязчиво обогащать словарный запас, развивать речь, активизировать внимание детей, расширять их кругозор. Создать игровую ситуацию помогает и включение в планы уроков этапов – станции.

В качестве одной из форм активизации учащихся на уроках используется групповая работа. Дети учатся работать в группах, в командах с лидером, учатся подчиняться и руководить. Учителем при использовании метода групповой работы регулируются внутриколлективные отношения. Ученики придерживаются основных правил работы в группе, которые учитель предлагает и помогает им установить самостоятельно, например такие как полное внимание к однокласснику или серьезное отношение к мыслям и чувствам других.

Сегодня вряд ли кто не согласиться с тем, что начальная школа это фундамент, от качества которого зависит дальнейшее обучение ребенка. Данное обстоятельство  возлагает особую ответственность на учителей начальных классов. Наша задача не только научить читать, писать, но и заложить основы духовности ребенка, развить его лучшие качества, обучить способам учебной деятельности, нам нужно научить ребенка работать с информацией, научить учиться, что очень актуально сейчас в нашем быстро меняющемся мире, мире переполненном информацией.

 - Результативность опыта

Я убедилась, что использование  игровых технологий на уроках в начальной школе как средство реализации системно-деятельностного подхода дает высокие результаты:

- развивает творческие способности учащихся, повышает их активность;

-способствует интенсификации учебно-воспитательного процесса, более осмысленному изучению материала, приобретению навыков самоорганизации, превращению систематических знаний в системные;

- помогает развитию познавательной деятельности учащихся и интереса к предмету;

- развивает у учащихся логическое мышление, значительно повышает уровень рефлексивных действий с  изучаемым материалом.

- участие и определенные результаты учеников в творческих конкурсах разного уровня, выставках.

Реализация деятельностного подхода в начальной школе способствует успешному обучению младших школьников. Анализ успеваемости и качества знаний по предметам, диагностика учебной мотивации, проведенные среди моих учеников, наглядно демонстрируют это утверждение. У обучающихся формируются основные учебные умения, позволяющие им успешно адаптироваться в основной школе и продолжить предметное обучение по любому учебно-методическому комплекту.

 

 - Трудности и проблемы при использовании данного опыта состоит, что учитель должен учитывать все условия непременно и в комплексе, добавляя ко всему этому большую чашу любви к детям.

 

 - Адресные рекомендации по использованию опыта

  Своим педагогическим опытом работы я охотно делюсь с коллегами, выступаю с сообщениями на уровне школы, района, участвую  в работе семинаров  и секций муниципального уровня,  провожу открытые уроки, посещаю уроки коллег. Разработки и презентации внеклассных мероприятий, уроков выкладываю в сети Интернет.  

 

 - Наглядное приложение: Сценарий классного часа "Игра-путешествие по городу Безопасности"

 

 

 

 

 

Наш Опрос
Нужна ли школьникам форма?
Всего ответов: 58
Поиск
431275,Республика Мордовия,Краснослободский район,д.Красная Подгора,ул.Зеленая, д.132,
телефон/факс 8(834)43-2-61-67
e-mail: podgora@bk.ru
Copyright MyCorp © 2018
Сделать бесплатный сайт с uCoz