Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Понедельник, 16.07.2018, 07:37
Приветствую Вас Гость | RSS|

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Красноподгорная средняя общеобразовательная школа  имени Героя Социалистического Труда П.М. ВолковаКраснослободского муниципального района Республики Мордовия

Меню сайта
Прогноз погоды
Статистика
Форма входа
Облако тегов

Страница Новиковой М.Е.

Публичное представление собственного  педагогического опыта

учителя математики муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Красноподгорная средняя общеобразовательная школа» Краснослободского муниципального района Республики Мордовия

Новиковой Марины Евгеньевны

«Развитие инициативы учащихся через использование

активных методов обучения»

 

   Эффективность обучения школьников математики во многом зависит от выбора форм организации учебного процесса. В своей работе я отдаю предпочтение активным методам обучения.   

   Тема моего инновационного педагогического опыта (ИПО): «Развитие инициативы учащихся через использование активных методов обучения»

 

 - Актуальность и перспективность опыта обусловлены социальным заказом современного общества. В Федеральном компоненте государственного стандарта общего образования заложены основные направления модернизации общего образования. В том числе:

 - деятельностный характер образования, направленность содержания образования на формирование общих учебных умений и навыков, обобщенных способов учебной, познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности, на получение учащимися опыта этой деятельности.

Активные методы обучения побуждают учащихся к активной мыслительной деятельности в процессе усвоения учебного материала.

Система активных методов обучения направлена не на изложение учителем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной практической деятельности.

   Значение опыта для совершенствования учебно-воспитательного процесса выражается и в том, что в процессе обучения у школьников формируется устойчивый интерес к изучению предмета через использование активных форм и методов обучения, исследовательскую деятельность учащихся на уроке и внеурочной деятельности, внедрение технологии критического мышления, повышается интенсивность традиционного учебного процесса.

 

 - Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.

Важным условием формирования педагогической идеи опыта стали собственные наблюдения за образовательным процессом. К сожалению, в последнее время интерес к обучению математике находился на более низком уровне, чем бы хотелось. В связи с этим передо мной встала задача создания на моих уроках такой среды, в которой бы отсутствовало принуждение, и для каждого ученика была бы возможность найти своё место, проявить инициативу и самостоятельность, свободно реализовать свои возможности.

   Ведущая педагогическая идея.

  • максимальная помощь ребёнку в развитии, познании и самоутверждении;
  • учение без принуждения, основанное на достижении успеха.

Роль же учителя - мотивировать ученика, помочь ему совершенствовать свои знания. Ведь человека нельзя научить, развить, воспитать, он может только научить себя сам, то есть  научиться,  развиться, воспитаться. Моя задача, как учителя, не просто пройти программу, а научить детей мыслить, понимать изучаемый материал, уметь применять знания, полученные на уроках.

Таким образом, целью моего педагогического опыта является использование приемов и методов современных образовательных технологий для развития личности учащихся. Для достижения цели мне необходимо решить следующие задачи:

  • изучить передовой педагогический опыт по использованию современных технологий развивающего обучения;
  • внедрить в педагогический процесс наиболее эффективные технологии, позволяющие сформировать ключевые компетенции учащихся;
  • ориентировать образовательный процесс на развитие личностного потенциала учащихся через организацию индивидуальной, творческой и исследовательской деятельности;
  • повысить эффективность учебного процесса и сформировать универсальные учебные действия.

 

   - Теоретическая база опыта.

   Термин «активные методы обучения» (АМО) появился в литературе в начале 60-х годов ХХ века. Ю.Н. Емельянов использует его для характеристики особой группы методов, используемых в системе социально-психологического обучения и построенных на использовании ряда социально-психологических эффектов и феноменов (эффекта группы, эффекта присутствия и ряда других). Вместе с тем активными являются не методы, активным является именно обучение.

Отличительные особенности активного обучения (М. Новик):

- принудительная активизация мышления, когда обучающийся вынужден быть активным независимо от его желания;

- достаточно длительное время вовлечения обучающихся в учебный процесс, поскольку их активность должна быть не кратковременной и эпизодической, а, в значительной мере, устойчивой и длительной (т.е. в течение всего занятия);

- самостоятельная творческая выработка решений, повышенная степень мотивации и эмоциональности обучающегося.

  Сегодня существуют различные классификации активных методов обучения. Это связано с тем, что пока нет общепринятого определения активных методов. Поэтому иногда понятия АМО расширяют, относя к ним, например, современные формы организации обучения такие, как интерактивный семинар, тренинг, проблемное обучение, обучение в сотрудничестве, обучающие игры.

Я придерживаюсь следующего определения АМО:

Активные методы обучения – это такие методы обучения, при которых деятельность обучающегося носит продуктивный, творческий, поисковый характер.

Эффективность процесса и результатов обучения с использованием АМО определяется тем, что разработка методов основывается на серьезной психологической и методологической базе.

Методологической основой моего педагогического опыта является идея создания и проведения учебного занятия с применением технологии активных методов обучения Т.В. Лазарева. Его методическое пособие «Образовательные технологии новых стандартов. Технология АМО» стала для меня отправной точкой по разработке учебных занятий по данной технологии и подборке АМО для каждого этапа занятия.

 

  - Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения.

    Методы активного обучения это совокупность способов организации и управления учебно-познавательной деятельностью обучаемых, которые обладают следующими основными признаками:

  • вынужденная активность обучения;
  • самостоятельной выработкой решений обучаемым;
  • высокой степенью вовлеченности обучаемых в учебный процесс;
  • преимущественной направленностью на развитие или приобретения
    математических умений и навыков;
  • постоянной обработкой связью учащихся и учителя, и контролем за
    самостоятельной работой обучения.

   Методы активного обучения обеспечивают и направленную активизацию психических процессов учащихся, т.е. стимулируют мышление при использовании конкретных проблемных ситуаций и проведении деловых игр, облегчают запоминание при выделении главного на практических занятиях, возбуждают интерес к математике и вырабатывают потребность к самостоятельному приобретению знаний.

   Для организации на занятиях активно познавательной деятельности учащихся решающее значение имеет оптимальное сочетание методов активного обучения. Подбор этих методов можно осуществить по алгоритму, включающему в себя: анализ содержания учебного материала, определение целей урока (при этом желательно в целях обучения отразить предполагаемые уровни усвоения знаний и умений по предмету, цели воспитания и развития формируются частично): предварительный выбор обучения в зависимости от целей.

    Цепь неудач может отвратить от математики и способных детей, с другой стороны, обучение должно идти близко к потолку возможностей учащегося: ощущение успеха создаётся пониманием того, что удалось преодолеть значительные трудности. Поэтому к каждому уроку стараюсь тщательно подобрать и подготовить индивидуальные знания, карточки, основание на адекватной оценке возможностей учащегося в данный момент, учитываю его индивидуальные способности.

Дифференцированное обучение способствует развитию интересов и способностей детей.

   Опыт показывает, что есть множество факторов, формирующих интерес к математике: это возбуждающие любопытство задачи, влияние учителя, родителей, честолюбие и т.д. Наиболее надёжный способ повысить вероятность пробуждения интереса - обеспечить проявление всех этих факторов; создать необходимых атмосферу подлинной увлечённости.

  Значительное влияние на развитие математических способностей оказывают коллективные обсуждения и работа. Ввиду этого в своей работе я применяю всевозможные командные соревнования такие как: «мозговой штурм», «круглый стол», математический бой, урок - взаимообучения учащихся, урок - КВН и другие.

Математические бои - очень привлекательная форма решения нестандартных задач. Если на обычном уроке по большей части учащиеся решают для учителя, ради оценки, а на олимпиадах - для себя, то во время матбоя - для победы своей команды. Мини матбой провожу как урок (на уроке - паре). Уровень задач подбираю соответственно уровню команд. В подготовке и проведении даю полную самостоятельность учащимися. Сосредотачиваю внимание детей на содержательных моментах, а не на желании победить любой ценой.

Обычно такие уроки при большой активности и энтузиазме учащихся. Они не только находят пути решения интересных задач, но и развивают математическую речь, приобретают навык составления научного доклада, умение выслушать и понять работы другого, задавать чёткие вопросы по существу. У детей просыпается вкус к хорошей работе.

Учащиеся с удовольствием работают в группах, любят советоваться, обмениваться мнениями.

Зачётным работам я посвящаю и отдельные уроки, по изученной теме. Задания обязательно разноуровневые (обязательная часть, дополнительная часть) все разных вариантов.

   В формировании интереса учащихся к изучению математики большое значение имеют дидактические игры. Так как любая игровая деятельность способствует созданию: познавательного мотива, активизирует мысль, повышает работоспособность, воспитывает ответственность за успехи в обучении всей группы и свои лично.

Продолжением урока служит творческое домашнее задание: сочинить собственные сказки, рассказы, баллады или выполнить любое другое оригинальное задание. Математические эстафеты, турниры, конкурсы и др. дидактические игры хорошо уживаются с серьёзным учением. Включение в урок игр и игровых моментов помогает мне делать процесс обучения интересным и занимательным, создаёт у детей бодрое рабочее настроение.

Мне очень важна оценка работы и психологического климата на моих уроках. Стараюсь, чтобы дети не только активно занимались учёбой. Но и чувствовали себя уверенно и комфортно. При подведении уроков не только я даю оценку деятельности своих учеников, но и им предлагаю оценить мою работу

Урок – основная форма организации учебно-воспитательного процесса, и качество обучения – это, прежде всего качество урока. Можно ли назвать современным урок, если он проведён без наглядных и технических средств обучения? С ними урок богаче, ярче, образнее. С их помощью на учащихся оказывается эмоциональное воздействие, они способствуют лучшему запоминанию материала, повышают их интерес к предмету, обеспечивают прочность знаний.

Без хорошо продуманных методов обучения трудно организовать усвоение программного материала. Вот почему следует совершенствовать те методы и средства обучения, которые помогают вовлечь учащихся в познавательный поиск, в труд учения: помогают научить учащихся активно, самостоятельно добывать знания, возбуждают их мысль и развивают интерес к предмету.   

  Стремление  не останавливаться на достигнутом, побуждает  меня, как учителя, быть в курсе последних научных  разработок.  Использовать и применять новые и инновационные технологии, совершенствовать методику проведения экспериментальной и научно-исследовательской работы, видеть перспективу своего профессионального развития в осуществлении научно-исследовательской деятельности в общеобразовательных классах.

 

 

 - Результативность опыта

  • повышена мотивация учащихся;
  • у учащихся сформированы коммуникативные компетенции (ребенок понимает задание и умеет решать поставленные  перед ним задачи);
  • рост самостоятельности учащихся в связи с отсутствием возможности списывания;
  • практическая подготовка к экзамену в форме тестирования;
  • интенсификация процесса обучения;
  • ученики принимают участие в конкурсах и выполняют исследовательские работы.

Название мероприятия

Уровень

Дата участия

Результат

Всероссийская заочная олимпиада атомных станций по математике

всероссийский

2011-2012

призер

Заочная математическая олимпиада «Авангард»

всероссийский

2011-2012

призер

Всероссийская Интернет-олимпиада «3-D»

всероссийский

2011-2012

участие

Молодежный математический чемпионат

всероссийский

2011-2012

1 район+1регион

Межрегиональная олимпиада школьников по математике «САММАТ-2012»

муниципальный

2011-2012

участие

Всероссийский конкурс «Альбус по математике»

всероссийский

2011-2012

диплом лауреата

1 место

Всероссийский математический игровой конкурс «Кенгуру-2012»

всероссийский

2011-2012

1 место-район

1район+1регион

Муниципальный конкурс рисунков, плакатов и фотографий «Наш дом -  планета Земля!»

муниципальный

2011-2012

II место

Районный конкурс рисунков «Выбираем президента России»

муниципальный

2011-2012

Лучшая работа

IV Всероссийская олимпиада по математике имени А.Олехника

всероссийский

2012-2013

II место

 

Всероссийская интеллектуальная олимпиада школьников в области инфотелекоммуникаций «Телеком-планета»

всероссийский

2012-2013

участие

Молодежный математический чемпионат

всероссийский

2012-2013

1 регион,1 район

Межрегиональная олимпиада школьников по математике «САММАТ-2012»

муниципальный

2012-2013

участие

Всероссийский конкурс «Олимпус» по математике»

всероссийский

2012-2013

Диплом лауреата

 

Всероссийский игровой конкурс «КИТ-2012»

всероссийский

2012-2013

I место-район

 

Всероссийский математический игровой конкурс «Кенгуру»

всероссийский

2012-2013

3 регион,2 район

1 м – район

Районный конкурс творческих работ «Подвиг солдата глазами детей»

муниципальный

2012-2013

I место

 

V Всероссийская олимпиада по математике имени С.Н.Олехника, посвященная памяти великого геометра И.Ф. Шарыгина

всероссийский

2013-2014

участие

 

Молодежный математический чемпионат

всероссийский

2013-2014

1 регион,1 район

 

Межрегиональная олимпиада школьников по математике «САММАТ-2014»

муниципальный

2013-2014

участие

Всероссийский игровой конкурс «КИТ-2013»

всероссийский

2013-2014

1 место-район

1 район,3регион

Всероссийский математический игровой конкурс «Кенгуру-2014»

всероссийский

2013-2014

1 район,1 регион

2 район,2 регион

V Межрайонная научно-практическая конференция исследовательских и проектных работ учащихся «Фундаментальные законы и современные тенденции развития науки», посвященная

290-летию со дня основания Академии наук России»

региональный

2013-2014

Победитель

 

XIV районный конкурс молодежных проектов и творческих работ «Калейдоскоп профессий»

муниципальный

2013-2014

II место

Всероссийская дистанционная олимпиада по математике «ФГОС ТЕСТ»

всероссийский

2014-2015

1регион,1Россия

Межрегиональная олимпиада школьников на базе ведомственных ОУ по математике в 2014-2015 учебном году (отборочный тур)

региональный

2014-2015

Прошла отборочный тур

VI Всероссийская олимпиада по математике имени С.Н.Олехника, посвященная памяти великого геометра И.Ф. Шарыгина

всероссийский

2014-2015

участие

 

Всероссийский игровой конкурс «Инфознайка-2015»

всероссийский

2014-2015

2 район,2 регион

1район,1 регион

Всероссийский математический игровой конкурс «Кенгуру-2015»

всероссийский

2014-2015

1 район,1 регион

Всероссийский дистанционный конкурс IT-работ «Цени свою жизнь»

всероссийский

2014-2015

участие

Всероссийский творческий конкурс: "Рассударики"

Номинация: "Сайт (блог, страница)" Персональный сайт Зеленовой Н.

всероссийский

2014-2015

Дипломант

 

VI научно-практическая конференция исследовательских и проектных работ учащихся «Фундаментальные законы современные тенденции развития науки»

региональный

2014-2015

Победитель

 

Конкурс творческих работ «Безопасный интернет»

региональный

2014-2015

участие

Муниципальный конкурс «Я хочу быть Президентом»

муниципальный

2014-2015

I место

 

Отборочный тур олимпиады «Саммат-2015»

 

муниципальный

2014-2015

участие

Районный конкурс творческих работ «Безопасный интернет»

муниципальный

2014-2015

I место

 

Районный конкурс антинаркотических проектов детской и юношеской прессы «Право на жизнь»

муниципальный

2014-2015

участие

Конкурс на лучшее составление кроссвордов, сканвордов, ребусов, чайнвордов в 2015 году, посвященному Дню молодого избирателя

муниципальный

2014-2015

III место

Районный конкурс творческих работ «Экология. Дети. Творчество»

муниципальный

2014-2015

Лучшая  работа

 

Районный конкурс творческих работ «Каждый подвиг важен, каждый подвиг велик!»

муниципальный

2014-2015

участие

 

Районный этап  российского конкурса детского социального рисунка «Лес боится огня»

муниципальный

2014-2015

II место

Районный конкурс детско - юношеского     творчества по пожарной безопасности, посвященный 70-летию Великой Победы советского народа в Великой Отечественной Войне 1941-1945г.г.

муниципальный

2014-2015

I место

 

 

XII Районный конкурс детско-юношеского творчества по пожарной безопасности

муниципальный

2014-2015

II место

Районный конкурс рисунка «Поклонимся великим тем годам…», посвященный 70-летию Победы советского народа в ВО войне 1941-1945 г.г.

муниципальный

2014-2015

III место

Дистанционная олимпиада по математике

всероссийский

2015-2016

Диплом III  ст.

 

САММАТ-2016 (отборочный тур)

муниципальный

2015-2016

сертификат

Всероссийская интеллектуальная викторина "Четырёхугольники"

всероссийский

2015-2016

Диплом II  ст.

Всероссийская интеллектуальная викторина "Занимательная математика"

всероссийский

2015-2016

сертификат

Отборочный тур олимпиады "Высшая школа"

всероссийский

2015-2016

участие

Евсевьевская олимпиада по математике (заочный отборочный тур)

региональный

2015-2016

призер

победитель

Всероссийская интеллектуальная викторина "Треугольники в четырёхугольниках"

всероссийский

2015-2016

Диплом III  ст.

I дистанционная всероссийская олимпиада по математике для 5-11 классов "Онлайн-олимпиада"

всероссийский

2015-2016

Диплом II  степени

Всероссийская интеллектуальная викторина "Математика? Логика"

всероссийский

2015-2016

Диплом III  ст.

сертификат

Всероссийская интеллектуальная викторина "Занимательная математика"

всероссийский

2015-2016

Диплом I  ст.

 

Всероссийская интеллектуальная викторина "Очень занимательная математика"

всероссийский

2015-2016

Диплом III  ст.

Диплом II  ст.

Математический конкурс "Золотой ключик"

всероссийский

2015-2016

сертификаты

Математический конкурс "Золотой ключик"

всероссийский

2015-2016

сертификаты

Всероссийская интеллектуальная викторина "Занимательная математика"

всероссийский

2015-2016

Диплом I  ст.

.

Международный дистанционный блиц-турнир
по математике "Математика - царица наук"

всероссийский

2015-2016

Диплом I  ст.

.

Дистанционная олимпиада по математике "Весна 2016"

всероссийский

2015-2016

Диплом I  ст.

 

Всероссийская интеллектуальная викторина "О математиках и математике"

всероссийский

2015-2016

Диплом I  ст.

.

Всероссийская интеллектуальная викторина "Великие математики"

всероссийский

2015-2016

Диплом I  ст.

 

Всероссийская интеллектуальная викторина "Логические задачи"

всероссийский

2015-2016

Диплом I  ст.

 

7-я математическая олимпиада имени С.Н.Олехника

всероссийский

2015-2016

Диплом I  ст.

 

Международная онлайн-олимпиада «Фоксфорда"

всероссийский

2015-2016

Диплом I  ст.

 

Весенняя интернет-олимпиада по математике

всероссийский

2015-2016

Диплом III  ст.

 

VII Научно-практическая конференция исследовательских и проектных работ учащихся

«Фундаментальные законы современные тенденции развития науки»

региональный

2015-2016

Победитель

Международный конкурс "Безопасный мир"

всероссийский

2015-2016

Диплом I  ст.

.

II дистанционная всероссийская олимпиада по математике для 5-11 классов "Онлайн-олимпиада"

всероссийский

2015-2016

Диплом I  ст.

.

Открытый российский математический интернет-конкурс «Хитори»

всероссийский

2015-2016

Диплом I  ст.

 

Открытый российский математический интернет-конкурс «Ним»

всероссийский

2015-2016

Диплом I  ст.

 

 

Созданные новые условия на занятиях математики позволили школьникам стать субъектом учебной деятельности, активным участником познавательного процесса, в течение которого у обучающихся развивается способность видеть проблему, планировать цель и пути её достижения, принимать решения, преодолевать препятствия, отбирать успешный опыт, анализировать неудачи, тем самым проявлять не только познавательную активность, но и своё творчество, свою индивидуальность.

 

 - Трудности и проблемы при использовании данного опыта

Трудности при использовании технологии активных методов обучения могут возникнуть при бессистемной, непродуманной организации уроков. Очень важно активно разрабатывать и внедрять в урок свои авторские активные методы в соответствии с индивидуальными особенностями класса.

 

 - Адресные рекомендации по использованию опыта

Обобщение собственного педагогического опыта реализовано в публикациях,  выступлениях на семинарах. По распространению опыта проводятся семинары школьного и районного уровней, на которых идет обмен опытом по использованию методических приемов по изучению этой интересной темы, а именно  ШМО: «Развитие инициативы учащихся через использование активных методов обучения», «Формирование мотивации учения школьников на уроках математики и информатики при переходе на компетентностный  подход», «Приемы технологии развития критического мышления на уроках математики»; РМО: «Кейс-технологии обучения и их применение при изучении информатики»;  Педагогический совет: "Создание оптимальной образовательной среды. Новые технологии в образовании".

Основные положения опыта представлены на моем сайте http://nowmarina.ucoz.ru  

 

 - Наглядное приложение:

 

Открытый урок алгебры  в 7 классе «Сложение и вычитание многочленов»

 

 

 

 

 

 

 

Наш Опрос
Нужна ли школьникам форма?
Всего ответов: 53
Поиск
431275,Республика Мордовия,Краснослободский район,д.Красная Подгора,ул.Зеленая, д.132,
телефон/факс 8(834)43-2-61-67
e-mail: podgora@bk.ru
Copyright MyCorp © 2018
Сделать бесплатный сайт с uCoz